Боярский краеведческий музей

История создания Боярского краеведческого музея

clip_image001.jpg

С 1974г. по 1992г. Литературно-мемориальный музей Н.Островского в г. Боярка территориально входил в комплекс, посвященный писателю: здание школы, где в 1921 году во время строительства боярской узкоколейки жил будущий автор книги "Как закалялась сталь", памятник Н. Островскому (авт. В.Клоков, Г.Одинець), памятник литературному герою Павлу Корчагину (авт. А.Харечко, А.Игнатщенко), памятный знак "Боярка-БАМ" (скульптор О.Стельмашенко), установленный в рамках фестиваля дружбы молодежи РСРС и ГДР, паровоз "Кукушка", установленный на вечную стоянку в г. Боярка, как символ спасения Киева от топливного кризиса зимой 1921 года.

В 1991 году после самоликвидации ВЛКСМ Литературно-мемориальный музей Н.Островского был передан Киевскому ОК ЛКСМУ в государственную сеть музеев области и перепрофилирован в Боярский краеведческий музей с сохранением архивного материала и экспозиционного зала писателя. (Приказ № 55 Киевского областного управления культуры от 25.05.92р.).

clip_image002.jpgВ 1997г. во исполнение распоряжения Киевской облгосадминистрации № 49 «О разграничении имущества коммунальной собственности области". Боярский краеведческий музей был передан в коммунальную собственность Киево-Святошинского района.

В 2003 году музей стал структурным подразделением отдела культуры и искусства Киево-Святошинской районной государственной администрации.

Боярский краеведческий музей создан на базе Литературно-мемориального музея Н.Островского, который был открыта 29 сентября 1974 года по случаю 70-летия со дня рождения известного писателя, автора всемирно известного романа «Как закалялась сталь» - Николая Алексеевича Островского. У истоков рождения музея стояли краеведы Иван Иванов, Василий Кубренков, Владимир Горинович, Альбина Януш.

Музей - это живой организм, который живет своей собственной жизнью, отвечая вызовам времени, изменяясь и постоянно обновляясь. Все то, что происходит в стране, переживает наш народ, находит свое отражение в музейной коллекции и таким образом становится частью истории.

Вот уже 36 лет стоит наш музей на страже памяти и истории.

Жизнь государства, а следовательно и музея, можно условно разделить на два периода: до независимости и после ее провозглашения.

Литературно-мемориальный музей писателя в Боярке стал последним из государственных музеев, открытых в его честь в тогдашнем Советском Союзе.

В те далекие времена, в семи десятые годы прошлого века, на боярскую землю, приезжали экскурсанты со всех уголков мира. Ведь роман Николая Островского «Как закалялась сталь» издавался 773 раза общим тиражом 54 миллиона экземпляров в переводе на 75 языков народов СССР; в переводе на 56 языков мира - тиражом 2,5 млн. экземпляров.

Ежегодно музей писателя принимал до 35 тысяч посетителей. Такая большая экскурсионная деятельность дала музею значительный опыт в работе.

1991 для Украины стал годом утверждения государственности. Для музея - чуть не началом конца. Почти год на голом энтузиазме работал самоотверженный коллектив музея, скелет которого до сих пор занимается сохранением истории родного края.

1992 год - произошло перепрофилирование музея а в 2003 году подчинения его районному отделу культуры.

Первой ласточкой в ​​новом амплуа стало открытие краеведческой выставки «Боярка на пути духовного возрождения». Стартовыми материалами для нее стали архивы боярских краеведов Василия Кубренкова, Ивана Иванова. Именно тогда посетители музея узнали, что в историю города кроме имени Николая Островского вписаны имена и других выдающихся лиц страны.

На территории района появилось культурно-художественное явление под названием «Боярский краеведческий музей».

Отличительной была выставка, посвященная 60-летию Голодомора в Украине в 1993 году. Эта работа стала первой в большом ряду следующих выставок, демонстрирующих стремление коллектива держать руку на пульсе времени: до Дня Независимости, Дня города, Дня Победы, Дня Конституции.Из увлечением посещали экскурсанты персональные выставки художников и народных мастеров района: Анатолия Билюк, Александра Мищенко , Юрия Горбачева, Александра Малинченка, Нины Опять Владимира Цепляева, Владимира Вишняка, Алексея Бойко, Дианы Артюхов. А в прошлом году по представлению музея нашему земляку, художнику Юрию Пацаны были вручены Премии имени Николая Островского в Москве.

Такой же знаковой стала первая презентация, которая состоялась в стенах музея. Поэт - шестидесятник Иван Коваленко в 1995 году представил боярчанам свой первый сборник «Недокошений луг». С того времени БКМ стал местом, где художники района дарят свое творчество землякам.

Но все же основным назначением музея поисково - исследовательская работа и сохранение предметов материальной культуры. На сегодня коллекция, которая достаточно разносторонне отражает круг исследовательских интересов музея, превышает 12 тысяч предметов основного и научно-вспомогательного фондов, это: письмодруковани материалы, нумизматика, живопись, графика, этнография, филателия, археология, мемории, фото, скульптурно - декоративный фонд и кино-звуко-записи. Научно-поисковая работа находит свое отражение в многочисленных научно-практических конференциях, которые проходят по инициативе или при участии БКМ.

Интересным направлением деятельности музея стали литературно-музыкальные композиции, которые дали возможность приблизить к учащейся молодежи творчество таких выдающихся людей как, Владимира Самойленко, Шолом-Алейхема, Семена Надсона, жизнь которых связана с Бояркой, тематические литературно-музыкальные вечера: «У рояля », романсов, памяти композитора А. Семенова, урок-этюд" Венок поэтам серебряного века "и многие другие.

За 36 лет своего существования музей в Боярке посетило около 700 тыс. экскурсантов, из них 80% молодежи. Это гости из России, Германии Польши, Канады, Болгарии, США и др..

Особые отношения музея сложились из КНР. В 1999 году китайские кинематографисты сняли в Украине 20-ти серийный художественный фильм «Как закалялась с таль» по роману Н.Островского. Большая часть съемок проходила в Боярке. Сейчас Павел Корчагин стал идеей, которая объединила многочисленный китайский народ и, возможно, этим объясняются его большие экономические достижения. Подтверждением этому могут служить слова из книги отзывов музея: «В новое время с Н. Островским мы уверенно идем вперед, чтобы хорошо выполнять работу для своей Родины». Поэтому наш украинский юноша является духовной опорой нового поколения китайской молодежи. Напри большому сожалению, молодежь нашей страны сегодня воспитывается на примерах американских боевиков и отечественных низкопробных телесериалах. Сегодня почти каждый китайский турист приезжает в Украину, считает своим долгом посетить Боярку, чтобы лично пройтись местами где работал на легендарной боярской узкоколейке их любимый герой.

Но стены не ограничивают музей в культурно-просветительской деятельности. Именно наше заведение стал инициатором нанесения на карту города имен выдающихся боярчан. При поддержке Боярского городского совета уже появились мемориальные доски на домах, где жили поэт-диссидент Иван Коваленко, классик еврейской литературы Шолом - Алейхем, писатель Иван Иванов, заслуженные художники Украины Юрий Мохор и Олесь Ткаченко. Надеемся, что недалеко то время, когда улицы с советскими названиями будут носить имена людей, которыми гордится Боярка и киево-святошинцы. Ведь каждый город, каждое село имеет свою неповторимую историю и именно этим отличается от других населенных пунктов.

Отдельно хочется отметить деятельность музея в области создания новых очагов культуры. Так в 1997 году в селе Малютянка открылся отдел БКМ - музей Николая Пимоненко. Есть намерения открыть мемориальную комнату в доме где жил гончар Яков Падалка в селе Вита Почтовая и выставочный зал имени Юрия Мохор в Боярке. При поддержке районной государственной администрации начата работа по достройке музея. Уже на стадии завершения изготовление проектной документации.

И в завершение: в прошлом году по культурно - просветительскую работу музей удостоен звания Лауреата премии имени В.Самийленко Боярского городского совета. И это очень символично. Заведение, 36 лет назад появился в культурном пространстве города, развивается, растет, расширяет свои культурно-художественные вкусы, формирует духовный мир новых поколений, помогает своим посетителям осознавать себя украинский, имеющих собственную национальную историю и могут вписать в нее собственный строку .

Экспозиция Боярского краеведческого музея

Постоянно действующая экспозиция Боярского краеведческого музея знакомит с историей Киево - Святошинского района, с археологическими находками, местным бытом.

clip_image003.jpgclip_image004.jpg

Одна из экспозиций освещает дачный Боярку конца Х1Х нач. ХХ в. Боярка славилась как фешенебельное дачный поселок с целебной лесной природой и каждое лето принимала на отдых до 10 тыс. киевлян. На фото изображен изысканные сказочные деревянные домики, которые до сих пор сохранились по ул. Крещатик (с 1923г. По 2005г. Карла Маркса). В свое время они служили дачами во время летнего отдыха выдающихся деятелей культуры: русского поэта С.Я.Надсона, в память которого в боярском лесу осталось название "Долина Надсона", основоположника украинской классической музыки Н. В. Лысенко, который именно в Борцы написал одну из частей известной оперы "Тарас Бульба", еврейского писателя Шолом-Алейхема, автора выдающегося произведения мировой литературы "Тевье - молочник", украинского писателя, критика, драматурга, сатирика В.И.Cамийленка, могила которого находится на старинном кургане у Свято - Михайловской церкви в г. Боярка. Среди отдыхающих в дачном Боярке были: М.Грушевськкий, В. Стефаник, Старицкий, Б. Гринченко, М. Заньковецкая, О.Коцюбинська, Иван Булгаков брат известного писателя Михаила Булгакова (родился в Будаевцы и был крещен в местной церкви), ученый - криминалист, историк А. Кистяковский (его внук Георгий родился в Будаевцы, ученый, общественный деятель, руководитель одного из отделов ядерной лаборатории в США), меценат Ф.Василевський (основатель стипендий в нескольких институтах Киева и детского приюта в Боярке).

clip_image005.jpgclip_image006.jpgclip_image007.jpg

Значительное место в экспозиции музея занимают материалы о Великой Отечественной войне (военные фотографии, письма с фронта, личные вещи участников боевых действий, государственные награды, фронтовые воспоминания, открытки, личные вещи погибших воинов советской и немецкой армий), материалы о голодоморе - 33 ( жернова, архивные фотографии, документы, воспоминания очевидцев), а также документальные материалы украинского поэта, учителя и диссидента И.Ю.Коваленка и известного писателя И.И.Иванов, репрессированного в 1936г., автора книги «Колыма».

Значительную часть музейного собрания составляют экспонаты, связанные с именем Николая Островского: документы, фотографии, мемориальные вещи, книги писателя "Как закалялась сталь" языки народов мира (около 300 единиц), орудия труда строителей узкоколейки, художественные произведения, книги, сборники стихов людей с физическими недостатками, видеозаписи художественного кинофильма Марка Донского "Как закалялась сталь" (1942 года) и 20 - ти серийного телефильма "Как закалялась сталь", снятого китайским кинематографистами в 1999 году в Украине и т.п..

clip_image009.jpgclip_image008.jpgclip_image010.jpg

С особым интересом воспринимаются работы художников В. Григорьева и К. Поляковой, среди которых иллюстрации к таким известным детских книг как "Сто приключений Барвинка и Ромашки", "Золотой ключик", "Теремок", "Об отважном Барвинка и конька Колокольни" и др.. В фондах БКМ сохраняется более тысячи оригинальных работ этих художников.

Особого внимания заслуживает экспозиция, рассказывающая о П.П. Пациоры - доктора технических наук, лауреата Государственной премии СССР. П.П. Пациоры прошел трудовой путь от рабочего по заготовке дров в боярском лесу в бурные 20 - е годы прошлого века и до профессора Московского лесотехнического института. Одна из улиц в Боярке названа его именем.

clip_image011.jpgclip_image012.jpgclip_image013.jpg

За последние годы коллекция музея пополнилась интересными работами заслуженных художников Украины Федора Глущука, Юрия Мохор, Олеся Ткаченко; членов Союза художников Украины: В.Шевченко, Е.Рябовои. К.Кудряшовои, Г.Волошина; художников: В.Вишняка, Ю.Горбачова, А.Билюка, С.Герасименка,. Балюна, М.Стеценка, Л.Литвиненко, О.Малинченка, В.Ведеречка.

Полученные материалы позволяют периодически менять экспозицию.

САЙТ БКМ - http://www.rbkm.com.ua

Отдел БКМ - «Музей Н. Пимоненко в с. Малютянка »

Весной село Малютянка Киевской утопает в буйном цветении садов, а осенью одевается в золотой и багряный наряд. Наше село прекрасное в любое время года. Недаром полюбилось оно выдающемуся украинскому художнику Николаю Корниловичу Пимоненко, который с 1888 по 1911 года жил и творил здесь свои прекрасные полотна.

Весной село Малютянка Киевской утопает в буйном цветении садов, а осенью одевается в золотой и багряный наряд. Наше село прекрасное в любое время года. Недаром полюбилось оно выдающемуся украинскому художнику Николаю Корниловичу Пимоненко, который с 1888 по 1911 года жил и творил здесь свои прекрасные полотна.

Весной село Малютянка Киевской утопает в буйном цветении садов, а осенью одевается в золотой и багряный наряд. Наше село прекрасное в любое время года. Недаром полюбилось оно выдающемуся украинскому художнику Николаю Корниловичу Пимоненко, который с 1888 по 1911 года жил и творил здесь свои прекрасные полотна.

«Цвета, запахи и ощущения, навсегда вошли в его жизнь, были связаны с Малютянка. Лучшие свои картины он написал здесь, в сознании как-то незаметно укоренилось убеждение: нигде он не сможет так плодотворно работать как в этом селе, среди знакомых с детства людей », - читаем в воспоминаниях жены художника Александры Владимировны.

Одиннадцатилетний мальчик помогал отцу расписывать церкви в Боярке, Мотовиловке, Малютянци. Тогда и запала ему в душу красота нашего края.

Родился будущий академик живописи, член творческих творческих объединений Франции, Германии, Англии 9 марта 1862 в мещанской семье Корнила Даниловича Пимоненко в живописном пригороде Киева.

Учился в Киевской рисовальной школе М.И.Мурашка, в которой впоследствии много лет преподавал рисование. 1882 вступает в петербургской Академии художеств, где был одним из лучших учеников. Но из-за болезни легких он был вынужден в 1884 г. покинуть Академию, город несбыточных надежд и вернуться в Киев.

Врачи советовали ехать за границу или в Крым на лечение, но Николай Корнилович выбирает деревенский воздух, напоенный ароматами леса и степи - Малютянка, которая становится для него панацеей, тихой заводью среди жизненных бурь.

Плодотворно работается здесь мастеру. В новой мастерской, под стеклянной крышей одна за другой рождаются картины различной тематики: «Святочные гадания» (1888), «Гадание» (1893), «Свадьба в Киевской губернии» (1891) - торгово-обрядового характера, «Сваты» (1892 ), «Сватовство» - этнографически точное воспроизведение украинских народных обычаев, «Не шути» (1895), «Домой» (1894), «Надзюзюкався» - очень точные воплощение национального юмора.

 clip_image014.jpg     clip_image015.jpg
М. К.Пимоненко. "Свадьба в Киевской губернии."

М. К.Пимоненко. "Не шути."

З глибокою повагою та щирою любов’ю до трударя оспівував Пимоненко життя селянина: «Збирання сіна на Україні» (1907) , «Орач» (1907), «Жнива» (1896), «Сінокіс», «Дівчина з граблями» .

Найбуденніші сцени під його пензлем набували то зворушливого ліричного звучання («Побачення», «Суперниці», «Суперники» (1906), «Ідилія» (1908), «Біля криниці», «Ревнощі»), то забарвлювалися теплим гумором («На ярмарку», «П’яний сват»).

На картинах «Біля річки», «На річці» (1908), «Праля» зображено саме малютянські краєвиди.
Розповідав художник і про життя селянських дітей. Це їм присвячено полотна «Останній промінь сонця» (1900), «Перед грозою» (1906), «Пастушки».

Малютянкий період був для Пимоненка часом напруженої роботи. Серед мальовничих пагорбів, полів, лісів, біля річки або ставка він знаходив пейзаж, необхідний для розкриття характеру героїв. А героями його картин були здебільшого селяни, серед них і малютянці. Так на картині «Брід» (1901) ми бачимо восьмирічну дівчину – це Фетісова Олександра Олексіївна, «Гуси, додому!» (1911) – Сиротинська Уляна Самійлівна, «Гопак» (1909) – Петраш Федот.

В 1893 році Миколу Корниловича обирають членом Товариства пересувних художніх виставок. З 1885 року він стає членом Товариства південно- російських художників.

Високі досягнення митця відзначив вищий художній заклад країни – петербурзька Академія мистецтв, удостоївши його 1904 року званням академіка.

З 1907 року Пимоненко виставляє свої роботи за кордоном – у Мюнхені, Парижі, Берліні, Лондоні. Картину «Гопак», що експонувалась у паризькому салоні Товариства французьких художників, купив Лаврський музей. Полотно «Вихід з церкви в страсний четвер», представлене на виставці у Мюнхені, придбав один з музеїв цього міста. 1907 року Микола Корнилович стає членом Мюнхенської спілки художників, 1909 – членом Паризької Інтернаціональної спілки мистецтв і літератури.

У 1912 році М.К.Пимоненко пішов у світ вічний. Поховано митця на Лук’янівському кладовищі в м. Києві. А нам, його нащадкам, навічно лишилися художні твори та безмежний світ серця митця, якими він обдарував людей.

clip_image016.jpg        clip_image017.jpg
М. К.Пимоненко. "На речке."М. К.Пимоненко. "Брод."

Торжественное открытие М.К.Пимоненка в Малютянци, филиал Боярского краеведческого музея состоялось 25 сентября 1997

Стоит упомянуть и искренне поблагодарить всех, кто стоял у истоков рождения музея. Организаторам и инициаторам: В.К.Соловйову и Г.Р.Соловйовий, супругам М.О.Малишку и Н.М.Денисовий, художнику П.А. Малышко; писателям Б.Чипу и Д.Чередниченку; сельским учителям М.М.Дончаку и К.П.Мусиенку.

Строительство происходило силами жителей села.

Активное участие во всех работах брали М.В.Калуга, В.М.Романченко, М.М.Слобоженко , В.В. Калуга, Н.К.Билуха, дирекци совхоза «Декоративні культури» и многие другие.

С благодарностью вспоминаем сотрудничество с правнуком М.К.Пимоненко – Грузовим Михаилом Андрееовичем (1943-2008) , который при жизни передал в фонды уникальные экспонаты из семейной коллекции. Музей продолжает поддерживать связь с его семьей, а также с потомками художника по линии его сына Николая. 

clip_image018.jpg

Потомки М.К.Пимоненка в музее в Малютянке. Слева направо:
Грузов М.Ю. (правнук по линии дочки Ольги)
Шпирук Г.М. (зав. музеем М. Пимоненко)
Пимоненко О.П. (жена внука М.К.Пимоненко)
Пимоненко М.Ю. (правнук по линии сина Николая)

Розширюється і краєзнавчий відділ музею, який постійно поповнюють жителі села: вишиванками, одягом, предметами домашнього вжитку, рушниками…

Значна частина експонатів пов’язана з Великою Вітчизняною війною. Це документи, фото, автобіографії, особисті речі сільських ветеранів.

Відкрито фонд видатних і цікавих людей нашого села, де почесне місце займає творча родина Малишків. Саме вона є найактивнішим рушієм у відновленні колишнього будиночку Пимоненка.

В музеї відбуваються художні виставки, тематичні лекції, мистецькі зустрічі з відомими художниками, письменниками, археологами, істориками. І постійно йдуть до скромного будиночку на узліссі дорослі й малі малютянці, гості села, екскурсанти.

Матеріал підготувала завідуюча відділом БКМ
«музей М.К.Пимоненка в с.Малютянка» Г.М.Шпирук.